Блог

Чрезвычайное положение в Польше

Чрезвычайное положение в Польше

  • advokat
Чрезвычайное положение в Польше – Кто его утверждает и чем оно может быть чревато для граждан? Какие виды чрезвычайных положений предусмотрены в Конституции? На какой срок может быть введено в стране чрезвычайное положение?

Чрезвычайное положение является одним из трех конституционных исключительных положений, которое может повлечь за собой некоторые ограничения свобод и прав человека и гражданина. Продолжительность данного положения не может превышать 90 дней. Продление возможно только один раз, с согласия сейма, на срок не более 60 дней.

Конституция Республики Польша предусматривает, что в ситуациях особой угрозы, если обычные конституционные меры недостаточны, может быть применено соответствующее чрезвычайное положение (пункт 1 статьи 228 Конституции РП).

Чрезвычайное положение в Польше – виды чрезвычайных положений:

В Польше предусмотрены три вида чрезвычайных положений:

1) военное положение,

2)чрезвычайное положение,

3)состояние стихийного бедствия.

Таким образом, чрезвычайное положение является одним из трех чрезвычайных состояний, предусмотренных в Конституции. В каждом чрезвычайном положении действия государства должны быть соразмерными и соответствовать степени угрозы, а также должны быть направлены на скорейшее восстановление нормального функционирования государства.

Чрезвычайное положение в Польше – положения Конституции, регулирующие введение чрезвычайного положения:

Во время чрезвычайного положения нельзя изменять Конституцию, положения о выборах в Сейм, Сенат и органы местного самоуправления.

Конституция Республики Польша также предусматривает, что: «во время чрезвычайного положения и в течение 90 дней после его окончания срок полномочий Сейма не может быть сокращен, всенародный референдум не может быть проведен, выборы в Сейм, Сенат, органы местного самоуправления и выборы Президента Республики Польша также не могут быть проведены. Срок полномочий данных органов будет соответственно продлен. Выборы в местные органы власти возможны только там, где не было введено чрезвычайное положение».

Таким образом, возможное введение чрезвычайного положения в Польше в ближайшем будущем из-за эпидемии коронавируса SARS-CoV-2 может привести к значительным изменениям, запланированным на май этого года, а именно – на выборы Президента Республики Польша.

Чрезвычайное положение по всей стране или частично вводится президентом по требованию правительства.

Конституция Республики Польша гарантирует, что даже чрезвычайное положение не может ограничивать свободы и права в таких областях, как: человеческое достоинство, гражданство, защита жизни, привлечение к уголовной ответственности, доступ к суду, личные права, совесть и религия, право на петицию и т.д.

Чрезвычайное положение в Польше – какой Закон регулирует порядок введения чрезвычайного положения в Польше:

Подробные рамки, в которых могут быть ограничены свободы и права человека во время чрезвычайного положения, определяются Законом от 21 июня 2002 года о чрезвычайном положении.

В соответствии с этим законом правительство может потребовать от президента ввести чрезвычайное положение „в случае возникновения особой угрозы конституционной системе государства, безопасности граждан или общественному порядку, включая угрозу террористических актов или киберпространства, которые невозможно устранить с помощью обычных конституционных мер” – Статья 2 пункт 1 Закона о чрезвычайном положении.

Если президент решает ввести чрезвычайное положение, он должен указать в постановлении: причины введения, продолжительность и область, а также виды ограничений прав и свобод человека (разрешенных законом). Постановление о введении такого состояния может быть отменено сеймом. Если причины для введения чрезвычайного положения перестают существовать и восстанавливается нормальное функционирование государства, то в соответствии с законом президент (по требованию правительства) отменяет чрезвычайное положение до истечения срока, на который он был введен.

Во время чрезвычайного положения органы власти действуют в рамках существующих структур и в рамках своих полномочий. Координация деятельности и контроль за функционированием центрального и местного государственного управления осуществляется либо премьер-министром (в случае чрезвычайного положения в более чем одном воеводстве), либо компетентным воеводством (в случае чрезвычайного положения в районе или части одного воеводства).

Во время чрезвычайного положения допускается использование войск и подразделений армии (если ранее использовавшиеся силы и средства были исчерпаны), которые в особых случаях могут иметь право на применение огнестрельного оружия.

Также, приглашаем Вас ознакомиться с нашей предыдущей статьей под названием: „Закон о коронавирусе„.

поделиться
Тэги: , , , ,

Скомментировать